Летний отдых в Калининграде: русская Европа или европейская Россия?

Прошел год, как я наконец-то собралась оформить свои впечатления от поездки в Калининградскую область в июле 2012 года. Надеюсь, этой записью я открываю новый сезон записей в Мамином Блоге :-)

Каждый раз, когда мы говорили, что собираемся провести свой летний отпуск в Калининграде, то встречали жалеюще-непонимающий взгляд – мол, а почему не на привычные слуху юга?!

Кенигсбергский кот

Причин тому было несколько, и первая, не буду скрывать – финансовая. 3 суток от Екатеринбурга до Калининграда (если быть точнее, прямой поезд был из Челябинска) и аналогичный километраж до Симферополя в стоимости билетов имеют существенную разницу. Проще говоря, при одинаковом расстоянии, доехать до Калининграда дешевле, причем даже с бОльшим комфортом – в купе, в чистеньком вагоне, и не по жаре.

Вторая причина – интерес к самой западной, самой европейской области нашей страны. Наша семья находится в хроническом состоянии поиска места для ПМЖ, и на этот раз взор упал на Калининградскую область. После прочтения разных заметок в Интернете, выявился ряд привлекательных сторон – во-первых, не просто близость к Европе, а буквальное нахождение там: с одной стороны Прибалтийские страны, с другой Польша, а там и рукой подать до Германии, Чехии и т.д. Во-вторых, по многочисленным рейтингам, Калининградская область считается одной из самых экологически чистых областей. Ну и в третьих, германское наследие в архитектуре и устройстве города виделось очень интересным – вроде как, не проходя таможню, оказываешься заграницей – да еще какой – немецкой! :-)

На этапе подготовки к поездке, а именно пытаясь забронировать квартиру, мы столкнулись с массовым отказом в брони из-за наличия детей. Да, нам было странно, что первый вопрос владельцев жилья был: дети-животные есть? Если ответ положительный – нам сразу же отказывали… Тем не менее, нам удалось забронировать 2-комнатную квартиру.

Больше всего меня пугала дорога – 3 дня в поезде с тремя детьми… Однако оказалось, что все не так страшно. Во-первых, направление не особо популярное, поэтому вагон был полупустой, и с чистыми туалетами. Во-вторых, погода стояла не жаркая, так что для меня отдых начался уже в пути: мы с мужем отсыпались, читали, дети рисовали и играли в свои любимые настольные игры: в Барабашку и Бобры-Добры, попутно подсадив на игры и других детей из вагона.

В середине июля Калининград встретил 15 градусами “жары” и мелким дождиком. Жить мы решили не в самом Калининграде, а неделю в Светлогорске, неделю в Зеленоградске, в непосредственной близости к Балтийскому морю.

Балтийское море

Светлогорск, а по-немецки Раушен, небольшой, но очень зеленый городок на берегу моря. Зеленый настолько, что иногда это даже напрягало из-за сильной влажности и затененности. Местами Светлогорск напоминал нам старые уголки подмосковных городков, типа Пушкина – те же высоченные раскидистые деревья, сосны, среди них кукольные домики и роскошные коттеджи.

imag01141

Забронированная нами 2-комнатная квартира на цокольном этаже оказалась как-бы-квартира, оборудованная в подвале нового дома, с одним узким окошком под потолком. Мы, конечно, несколько опешили, но деваться было некуда. Ситуацию усугубляли ежедневные дожди, от которых в нашем пристанище было невероятно сыро. В общем, почувствовали себя героями старинных романов, которые жили в промозглых и темных трущобах. :-)

Чтобы надолго не задерживаться в своем подвальчике, мы пошли на море. Конечно, северное море заметно отличается от южного, теплого. А может погода была такая – серое море на горизонте сливалось с серым небом, дул ветер, из-за которого нам пришлось укутаться в теплые кофты, детям одеть шапки, а под конец променада мы пошли в прибрежное кафе пить горячий чай. Как бы странно это не звучало, в этом была своя романтика – суровая, северная, морская.

Светлогорск очень симпатичный, отлично подходящий для неспешных прогулок город. Так как погода не располагала проводить время на пляже, мы решили окунуться в культурную жизнь городка, в котором находится единственный в стране частный органный зал. Первый концерт, на который мы попали, был ознакомительный. Ведущая рассказывала про оргАн, исполняя различные известные произведения Баха, Чайковского и других композиторов, имена которых, я не запомнила. Было интересно и, главное, не затянуто, поэтому нашим детям очень понравилось. Следующий концерт назывался «Ave Maria», он был уже для продвинутых меломанов, поэтому воспринимался нами уже не с таким энтузиазмом, а самый младший уснул, несмотря на раскаты органа.

В органном зале

Постепенно погода стала солнечной, но море так и оставалось холодным – отдельные отчаянные отдыхающие заныривали в море, но через пару минут выходили на берег с синими губами и пили горячий чай из термоса. Хорошо шла и кукуруза с солью и запеченная курица – в общем все, что горячо и сытно :-)

imag0081

Самое яркое для меня воспоминание о Светлогорске, пожалуй, связано с Kruassan Cafe – это одновременно и булочная, и кондитерская, и кафе. Там мы каждый день покупали свежий хлеб – очень вкусный, и гречневый, и цельнозерновой, и с сухофруктами, там же мы иногда обедали или ужинали. Особенно уютно там вечером: на столах стоят свечи, а всем посетителям выдаются теплые клетчатые пледы, в которые так приятно закутаться, прячась от влажного прохладного воздуха. Ну и, конечно же, пить ароматный кофе с пирожными, кстати, именно там я впервые попробовала настоящие свежие макаронс – и влюбилась в них! Кстати, «Круассан кафе» это сеть кофеен по Калининградской области, но именно в Светлогорске оно имеет эту неповторимую уютную атмосферу.

От Светлогорска до Калининграда дорога занимает около часа на рейсовом автобусе, поэтому мы часто ездили погулять по городу. Назвать Калининград-Кенигсберг немецким городом я не могу. Несмотря на большое количество характерных европейских домов, кирх (церквей), брусчатку, нет той ухоженности, чистоты, что нам так нравится в немецких городах. Видно, что город был очень красивый, но без вложений в ремонт, без каждодневного труда по благоустройству европейское очарование уходит в прошлое, а остаются серые унылые хрущевки и современный обезличенный новодел.

Зеленоградск (Кранц)

Следующую неделю мы провели в Зеленоградске, по старому, по-немецки - Кранц (Cranz) . Этот городок показался более провинциальным, попроще, зато пляжная полоса широкая. И при хорошей погоде там можно было бы хорошо поваляться и поплавать. Так как погода нас не баловала, то мы взяли в аренду машину и несколько дней колесили по области. Съездили на Куршскую косу, прошли там пеший маршрут и взяли несколько высот, с которых открываются красивые виды на косу, дюны, леса. В другой день мы поехали в город Балтийск, где находится самая западная флотилия. Оказалось, мы приехали накануне Дня морского флота, поэтому мы увидели корабли, украшенные флажками, выставку военной техники, но при этом без праздничной толчеи.

Детям особенно понравилась наша поездка на рыцарский турнир в замок Нессельбек. На самом деле это недавно построенный замок, в котором располагается отель и ресторан. А для привлечения посетителей в нем устраиваются костюмированные представления. Рыцари, доспехи, мечи, конные скачки – мальчишки были в восторге!

замок Нессельбек

Заканчивая рассказ про нашу поездку в Калининградскую область, хочу сказать, что ни разу не пожалела о таком маршруте. Это было необычно, не совсем стандартно для семейного летнего отдыха, но интересно и запоминающееся.